.

.

Перевод этого блога на другие языки.

пятница, 15 июня 2012 г.

Развиваем слуховое внимание – значит, развиваем речь.



Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь на любом языке.


 Взрослые,  у которых хорошо развит слух, отличаются стойким восприятием, аналитическим складом ума, нестандартным мышлением и замечательной памятью.


 Способность запоминать звуки развивается у малыша на основе слухового внимания. Без достаточного развития слухового внимания и памяти ребенку будет трудно различать звуки речи, ритмы, ритмические рисунки слов и фраз.


Развивать слуховое внимание очень важно с раннего детства, а не надеяться, что с возрастом всё появится само собой.

 По мнению психологов, мелодичное окружение создает благоприятные условия для  развития слухового восприятия у малыша. Это не означает, что нужно круглосуточно слушать музыку, но и идеальной  тишины быть не должно.


 Каждый звук головной мозг воспринимает  в виде импульсов. И чем больше будет таких  импульсов, тем активнее происходят мыслительные процессы нашего крохи.


 Если  малыш в раннем возрасте не получает достаточно информации извне, его нервные клетки не работают, и происходит их физиологическая гибель.


Очень многое зависит от матери и от взрослых, которые окружают ребёнка, т.к. самую первую  тактильную, зрительную и слуховую информацию кроха получает именно от них.


 При  общении с мамой, малыш оживляется, и действительно, эмоциональная   подпитка, исходящая от матери позволяет нашей крохе быстро развиваться.


Первым шагом в развитии слухового восприятия у ребенка является умение находить источник звука. Уже в 3 месяца малютка поворачивает голову на  голос мамы или любого взрослого и начинает улыбаться. Это проявляется так называемый «комплекс оживления».


 Сейчас самое время купить погремушки с разными мелодичными и не очень мелодичными  звуками. Они помогут не только закрепить новое умение, но и развить слуховое внимание.


 Периодически устраивайте и занятия по развитию слуха у ребенка. Погремите погремушкой слева или справа, снизу или сверху над головой крохи. Пусть он определит источник звука и  потянется к нему руками.


  Одна из самых известных рекомендаций по развитию слухового восприятия у ребенка -  как можно больше с ним разговаривать.


 Когда малютка слышит родную речь, когда мама с ним разговаривает,  смотрит, как общаются взрослые, у него создается речевая карта.


Постепенно происходит понимание, как соединяются звуки. Поэтому нужно совершенствовать восприятие речи. И помогут вам в этом игры.


  Упражнения на развитие слухового внимания
 §   Погремите, привлекая внимание, и, продолжая греметь, медленно передвигайте погремушку в поле зрения малыша. Ребёнок должен следить за ней взглядом.


§   Встаньте так, чтобы малыш мог вас увидеть, только повернув голову. Погремите игрушкой. На звук ребёнок должен повернуть голову.


§   Окликайте малыша из разных мест комнаты по имени, чтобы ребёнок переводил взгляд за звуком. Выполняйте это упражнение на разном расстоянии, чтобы малыш учился на слух соотносить звук с местоположением его источника.
 Упражнения должны проводиться несколько раз в день, регулярно.


  Упражнения для детей от девяти месяцев.



Колокольчики на дверях.


 Если вы на разные двери повесите колокольчики с разным звучанием, они без слов расскажут малышу, что вы из коридора вошли в ванную комнату, а теперь возвращаетесь в  салон, и он вас вскоре увидит.


Такое ожидание события и вслед за ним его реализация помогают ребенку устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий. Разное звучание колокольчиков развивает слуховое дифференцирование.


   Возраст 1,5–2 года


•  Объясните ребенку, что заяц будет играть на дудке, а мишка – на гармошке. Подудите и попросите ребенка угадать, кто играл. Затем поиграйте на гармошке и повторите вопрос. Если ребенок не может сказать, пусть покажет.


•  Извлеките из дудки сначала короткий звук, затем долгий. Попросите ребенка повторить.


•  Постучите в барабан быстро, затем медленно. Предложите ребенку повторить. Учите ребенка ритмично двигаться, а затем и говорить в ритм своих движений. Постучите в барабан и попросите ребенка потопать ножками в такт барабанной дроби. Лучше всего показать, как это делается, а потом, поддерживая малыша под мышки, поставить его ножки себе на ступни и шагать вместе с ним.


• Предложите малышу похлопать в ладоши в такт вашим ударам в бубен.


•  Протяните звук «А-А-А», а затем быстро произнесите: «А!». Попросите малыша повторить.  


Используя своё слуховое внимание, малыш улавливает звуковые события и пытается настроить свой слуховой аппарат к конкретной звуковой ситуации.


Постоянно развивая свою слуховую память, можно достичь больших результатов – быстро запоминать услышанные мелодии, сказанную речь на любом языке.


 Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важно для развития речи на двух языках.
 

Читайте ещё статьи в рубриках Двуязычие и Развитие речи детей от 2 до 4 лет   

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...