.

.

Перевод этого блога на другие языки.

вторник, 26 апреля 2016 г.

Что делать и чего не делать, чтобы ваши дети читали?




 Наткнулась в ленте Facebook на статью с советами для родителей о том, как сделать так, чтобы ребёнок полюбил читать.

Все, кто работает с детьми, заметили, что современные дети очень резко отличаются от детей, даже от тех, которые родились 15 лет назад, т.е. в самом конце XX века. И те методы и приёмы, которые отлично и без осечек давали положительный результат много – много десятилетий, сейчас не работают по отношению к современным детям, либо работают вполсилы.


Совет из статьи «Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал».

Одна часть этого совета «Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать» - замечательная. Осталось только придумать эти «маневры» и «игры»…
А вот со второй частью этого совета я не согласна. Я считаю, что ребёнок должен читать и понимать, то, что он прочитал. Если малыш что-то не понимает и не может ни по картинке, ни по контексту догадаться о значении слова, то, взрослый должен ему помочь, объяснить значение слова.

Я сейчас учу читать  по – русски мальчика трилингва. Его языки: русский, иврит, английский. Мама его родилась в России, а папа -  в Америке. Живет семья  в Израиле. Дома основной язык - английский, в садике ребёнок говорит на иврите, мама говорит с ребёнком на русском (без папы) и на английском, если папа рядом.

 Я узнала у мамы, какой у малыша самый любимый мультик. Им оказался мультик «Октонавты», причём, ребёнок смотрел его на английском языке. Я нашла в интернете картинки к этому мультику и сделала задания для чтения. Ребёнок был в полном восторге, что его любимые герои из мультика пришли к нему на урок.

Следующий совет из статьи:  «Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.»

На мой взгляд, чтение – это не очень лёгкая, даже во многих случаях тяжёлая работа для ребёнка, поэтому эта работа никак не должна быть связана предыдущим поведением ребёнка. И не важно, хорошее было поведение, плохое или вообще нейтральное.

А вот с советом по поводу награды по окончании чтения,  я полностью согласна. Но эта награда не обязательно должна быть печеньем в форме книжечки. Прежде всего, награда должна быть чем – то очень желанным. Лучше, если это будет что-то несъедобное. Например, прочитал предложение – получил наклейку. Накопил таких наклеек 10 штук – получил звёздочку. Накопил 5 звёзд – получил желанную игрушку, о которой мечтал.

Ещё совет из статьи: «Не привлекайте  его внимание к ошибкам в чтении.» 

Получается, что если ребёнок ошибается, его не исправляют, значит, неправильное чтение букв закрепляется и в итоге запоминается. Разве это правильно?

Я считаю, что ребёнка обязательно нужно исправить, но говорить, например, такие слова: «Какой ты невнимательный! Вместо этой буквы читаешь совсем другую! Сколько можно тебя исправлять!» категорически нельзя. Исправлять ребёнка, если он прочитал неправильно, нужно в спокойном и доброжелательном тоне. Если вы чувствуете, что ребёнок в какой-то момент теряет веру в себя и не хочет прочитать, например, более длинное слово, чем обычно, поддержите его, скажите, что слово прочитать ему будет легко, и он справится без усилий.

Следующий совет из статьи: «Чтобы заинтересовать ребенка, родители читают ему книжку, внезапно останавливаясь на самом интересном месте – нет времени. Дальше ребенок пытается читать сам.»

Совет нельзя назвать плохим, но с каждым годом он всё больше и больше даёт осечку. Слишком много у современного ребёнка есть альтернативных и интересных занятий кроме чтения. Это и телевизор, и планшет, и компьютер и т.д.. Поскольку ребёнок всегда идёт по пути наименьшего  сопротивления, он рассуждает примерно так: «Ну, ладно, не могут мне читать, пойду в компьютерную игру тогда поиграю.»  А книжка так остаётся недочитанной.

Многие родители говорят ребёнку, научившемуся читать: «Ну вот, теперь ты научился читать, я принёс тебе интересную книгу – читай.» Родители думают, что ребёнку, как в известном
 стихотворении В. Берестова
 «Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!»
Но ребёнок не читает! Что делать?
Кроме умения читать, нужно привить ребёнку любовь к книге, т.е. любовь к обработке мозгом информации, которая даётся в виде текста. Сегодня это сделать гораздо сложнее, чем  20-30 лет назад. Книжный текст для современного ребёнка соперничает с быстро сменяющимися картинками из лавинообразного количества мультиков и компьютерных игр. Я совсем не против мультиков и компьютерных игр, особенно если ребёнок пользуется этим в разумных пределах.
Как я уже говорила, ребёнок идёт по пути наименьшего сопротивления, поэтому если взрослые начнут читать книгу, а потом остановятся на самом интересном месте, то ребёнок, вероятнее всего, пойдёт играть в компьютерную игру или смотреть мультик, а не продолжит читать. Вывод, если вы видите, что ваше чадо не готово по любым причинам само читать книгу, даже если умеет это делать, читайте ребёнку сами эту книгу.
Неужели такое чтение может развить ребёнка?
Да, даже такое чтение развивает ребёнка.
1.      Ребёнок слышит голос мамы/ папы, что очень хорошо для его психики в любом возрасте.
2.      Ребёнок находится рядом с мамой / папой и чувствует, что родитель бросил все свои дела и занят тем, что читает ему книгу. Это тоже очень хорошо для укрепления положительных эмоций по отношению к родителям в любом возрасте.
3.      Ребёнок мыслит образами. Каждое слово для него – это некий образ. Чтобы понять, о чём идёт речь в тексте книги, ребёнок должен сложить в голове несколько разных образов, чтобы получилась определённая картинка. Это работа мозга, т.е. учёба в каком - то смысле. Как говорил известный американский врач и автор обучающей методики Глен Доман «Больше всего на свете дети хотят учиться.» Детям нравится представлять себя в роли главного героя книги, которую ему читают.
Я своим детям читала до примерно двенадцатилетнего возраста. Потом они попросили меня не читать, сказали, что уже взрослые. Но сами не читали. Чтобы заинтересовать их чтением, я придумала давать им деньги за прочитанные книги. Но даже деньги не могли заставить моего сына взяться за чтение. Он быстро понял, что таким образом деньги не заработаешь и устроился разносить бесплатные газеты один раз в неделю. Но дочке такой способ заработка понравился, и она читала, получая в награду деньги. Сын начал читать книги только после окончания школы, но уже никто не давал ему деньги за прочитанные книги. Он читал, потому что просто хотел читать, узнавать что-то новое и интересное. Сейчас они оба взрослые и самостоятельные молодые люди. И мне радостно, что и дочь, и сын много читают и на русском языке, и на иврите.
Ещё один важный, на мой взгляд, момент, ребёнок должен просто видеть, что родители часто сидят и читают книгу. И этот молчаливый пример родителей обязательно останется в памяти ребёнка, а затем и взрослого человека.
А как решаете вы эту проблему?

Эта статья напечатана  на портале bilingual-online.net
Заказать учебник для билингвов "После букваря читаем сами"
Читайте ещё статьи в рубрике Воспитание

1 комментарий :

  1. Ну, есть над чем подумать, а дети точно очень разные тогда и сейчас. Все меняется...

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...